МБОУ "СШ № 18"
город Смоленск
  • Безопасность учеников

    В любой экстренной ситуации звоните по номеру:

    112

    Горячая линия "Ребёнок в опасности"

    67-66-00

    8 910-785-66-00

    123 - для абонентов сотовой связи

    Управление Министерства внутренних дел России по Смоленской области

    8 (800) 222-74-47

    102

    МЧС

    112

    ГИБДД

    (4812) 41-88-95    Телефон канцелярии
    (4812) 77-66-10    Телефон по вопросам ИАЗ
    (4812) 77-67-60    Телефон дорожной инспекции
    (4812) 77-66-97    Телефон отдела подготовки оперативной информации
    (4812) 41-81-32    Группа пропаганды безопасности дорожного движения

    Информационно-профилактические материалы доступны по ссылке:

    https://clck.ru/38NksV

    Всеми давно признано истинным утверждение, что время получения школьного образования должно являться для ребенка одновременно и школой жизни. Поэтому, кроме обучения основам наук, на общеобразовательные заведения сегодня возлагается множество иных задач, в том числе и освоение детьми основных правил безопасного поведения. Начинать обучение им необходимо с разговора про безопасное поведение в школе.

    В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости в образовательных учреждениях особо актуальна и остаётся приоритетной как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования.

    Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого. Тем не менее, общество обязано предпринимать всё возможное для обеспечения должного уровня защиты. Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, поскольку от этого зависят жизни детей.

    Активно ведётся работа по созданию специального комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения: укрепление материальной базы; стабильно действующая профилактическая работа, направленная на усиление внимания персонала образовательного учреждения к проблеме терроризма; формирование навыков оперативной и своевременной реакции на угрозу терроризма.

    Образовательное учреждение (школа, колледж, ВУЗ и т.п.) является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории.

    С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта.

    Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает:

    1) инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям;

    2) инвентаризацию основных и запасных входов-выходов;

    3) проведение осмотров территории и помещений;

    4) организацию контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения;

    5) организацию пропускного режима;

    6) организацию уборки территории и помещений образовательного учреждения;

    7) информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности;

    8) проверку работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД;

    9) плановые проверки работоспособности технических средств защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов и т.д.);

    10) проведение тренировок по антитеррористической деятельности;

    11) инвентаризацию помещений, сдаваемых в аренду.

    Какие требования установлены законом по антитеррору в образовательных учреждениях?

    За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:

    Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.
    Установить металлические двери, системы сигнализации, камеры и систем контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.
    Составить паспорт антитеррористической защищенности.
    Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.
    Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.
    Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.
    Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму
    Документ по антитеррористической защищенности

    В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.

    В этом документе:

    есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
    представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
    отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
    есть оценка возможных последствий теракта.
    Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.

    Деятельность комиссии

    Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.

    В комплекс предупредительных мер входят:

    ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
    регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
    тщательный контроль за подбором кадров; систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
    обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
    инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.
    Действия при подозрении на вероятность теракта

    Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках: 

    попытка проникновения в школу посторонних людей;
    стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
    ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
    изучение подсобных помещений посторонними людьми;
    прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
    выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
    Работа с учащимися

    Регулярный инструктаж проводится по антитеррористической безопасности со школьниками. Им объясняется опасность и недопустимость следующих действий:

    -трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;

    -брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;

    -нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.

    Организация безопасности в праздничные дни

    Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:

    проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
    усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
    дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
    ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
    контроль за работой охранников;
    своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.
    Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

    Формы работы с детьми

    Для обеспечения эффективной защиты школы от террористической угрозы большое значение имеет работа с детьми – учащимися младших классов. Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. Антитеррористическая безопасность в школе может включать также дополнительные мероприятия в зависимости от конкретных условий, в которых она функционирует. 

    Формула безопасности достаточно проста:

    1. предвидеть опасность
    2. избегать ее по возможности
    3. при необходимости действовать четко и решительно
    4. активно просить о помощи и оказывать ее другим.

    Документ по антитеррористической защищенности

    Функции руководителя

    • Организовать и лично руководить планированием мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности обучающихся и сотрудников вверенного учреждения.
    • Определить порядок контроля и ответственных сотрудников за ежедневный осмотр состояния ограждений, закрепленной территории, имеющихся и строящихся (находящихся в ремонте) зданий, сооружений, завоза продуктов и имущества, содержания спортивных комплексов и сооружений, конференц-залов и других аудиторий и помещений.
    • Исключить прием на работу в образовательное учреждение в качестве обслуживающего и технического персонала для проведения ремонтов, какого-либо другого обслуживания, непроверенных и подозрительных лиц, лиц, не имеющих регистрации на проживание. Допущенных к проведению каких-либо работ, строго ограничивать сферой и территорией их деятельности. Поручать надзор и контроль за их деятельностью, выполнением ими требований установленного режима конкретным ответственным лицам из администрации образовательного учреждения.
    • Обязать педагогов учреждения, руководителей организации, предприятия  проводить предварительную визуальную проверку мест проведения занятий с обучающимися на предмет взрыво- и другой безопасности а также рабочие места сотрудников.
    • Все массовые мероприятия проводить после предварительного согласования вопросов обеспечения их безопасности и антитеррористической защищенности с полицией, а мероприятия, связанные с выездом, согласовывать с ГИБДД. Для охраны детей в период выездных мероприятий обязательно привлекать сотрудников полиции,  организовывать и поддерживать мобильную связь с каждой такой группой.
    • Для принятия мер по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности при проведении общешкольных мероприятий, руководствоваться паспортом безопасности. Лично проводить инструктажи должностных лиц, ответственных за закрепленные участки деятельности, лиц, обеспечивающих мероприятие, в  т. ч. принимающих непосредственное участие в этом мероприятии родителей.
    • Усилить укрепленность въездов на территорию (воротами, шлагбаумами, противотаранными средствами), входов в здания и помещения, укрепить окна первых этажей металлическими решетками с обязательным оборудованием не менее чем одного окна на комнату распашной решеткой, закрывающейся замок изнутри. Ключи от таких решеток хранить в помещениях в футляре в опечатанном виде.
    • Запретить несанкционированный въезд, размещение автотранспорта на территории образовательных учреждений, территории ДК им. Столярова, ярморочной площади.
    • Исключить пользование территорией в каких либо целях (коммерческой, хозяйственной, для выгула животных, организации время препровождения и распития спиртных напитков) круглосуточно.
    • Установить и содержать постоянно жесткий пропускной режим в образовательное учреждение, особое внимание уделить исключению несанкционированного доступа лиц через хозяйственные входы. Для оказания помощи в проведении контроля за массовым входом и выходом обучающихся и сотрудников учреждения, назначать в помощь охране дежурных педагогических работников. С началом занятий (по решению руководителя, в зависимости от вида, образовательного учреждения) необходимо содержать входы закрытыми на устройство (засов, ограничитель открывания двери - цепочку или дублирующую дверь, закрывающуюся решетку).
    • Все запасные выходы содержать в исправном состоянии, закрытыми. Определить ответственных за их содержание и порядок хранения ключей, на случай экстренной необходимости эвакуации людей и имущества.
    • Иметь систему звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов и соответствующих команд, систему аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.
    • Определить порядок, периодичность проверок, ответственных лиц за исправное содержание противопожарных средств.
    • Ежедневно контролировать состояние охраны, требовать надлежащего выполнения ими охранных функций согласно договорным обязательствам.
    • Четко определить порядок посещения образовательного учреждения родителями, порядок сопровождения и места ожидания, встречи детей; порядок допуска детей, задержавшихся по каким-либо причинам.
    •  Оборудовать и содержать в местах широкого доступа обучающихся и родителей наглядную агитацию по недопущению правонарушений и ответственности за ложные сообщения об угрозах террористических актов ("телефонный терроризм").
    • Организовать и постоянно поддерживать взаимодействие с правоохранительными органами, ОВД районов, ГО и ЧС, органами местного самоуправления.

    Функции руководителя обширны.    

    Деятельность комиссии

    Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.

    Антитеррористическая комиссия создана приказом директора школы.

    В комплекс предупредительных мер входят:

    • ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
    • регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
    • тщательный контроль за подбором кадров;
    • систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
    • обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
    • инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.

    Предупредительные меры составляют целый комплекс мероприятий.

    Действия при подозрении на вероятность теракта

    Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках: 

    • попытка проникновения в школу посторонних людей;
    • стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
    • ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
    • изучение подсобных помещений посторонними людьми;
    • прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
    • выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.

    Работа с учащимися

    Регулярный инструктаж по антитеррористической безопасности в школе необходимо проводить со школьниками. Им нужно объяснять опасность и недопустимость следующих действий:

    • трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
    • брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
    • нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.

    Обеспечение антитеррористической безопасности в школе определяет и порядок действий при поступлении угроз по телефону:

    • попытаться запомнить весь разговор и сразу записать на бумаге;
    • если это возможно, записать номер звонившего; во время разговора постараться определить пол либо возраст звонившего, какие-то особенности речи;
    • запомнить особенности звукового фона во время звонка – шум поезда, голоса людей и т. д.;
    • записать время разговора; сразу после звонка сообщить о нем только директору школы или его заместителю;
    • не нужно класть телефонную трубку после окончания разговора. 

    Организация безопасности в праздничные дни

    Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:

    • проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
    • усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
    • дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
    • ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
    • контроль за работой охранников;
    • своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.

    Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

    Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

    Формы работы с детьми

    Для обеспечения эффективной защиты школы от террористической угрозы большое значение имеет работа с детьми. Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. Антитеррористическая безопасность в школе может включать также дополнительные мероприятия в зависимости от конкретных условий, в которых она функционирует. 

    Противопожарная безопасность в школе включает в себя следующие мероприятия: Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания. Сюда входят огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и прочее. Проведение установки системы сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания школы в автоматическом режиме.

    Общие требования пожарной безопасности

    Необходимо всему персоналу образовательных учреждений и учащимся соблюдать правила пожарной безопасности.
    Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные горючие отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению горения на школьные постройки.
    Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они не загромождались автотранспортом, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные автомобили имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.
    Если пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий досмотр и уход.

    Запрещается

    • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы;
    • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
    • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы;
    • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности;
    • снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
    • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода);
    • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;
    • проводить уборку помещений и чистку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших коммуникаций, транспортирующих или содержащих в себе горючие вещества и материалы, с применением открытого огня (костры, газовые горелки, паяльные лампы, примусы, факелы, свечи);
    • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;
    • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы;
    • устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) для организации рабочих мест антресоли, конторки и другие встроенные помещения с ограждающими конструкциями из горючих материалов;
    • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров;
    • эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности;
    • проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности.

    Действия при возникновении пожара

    1. При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику школы.

    2. При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения.

    3. Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по школе и действовать согласно указаниям сотрудников школы.

    4. По команде учителя (преподавателя) школы эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком и планом эвакуации. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам.

    5. Нельзя ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться, закрыв нос и рот платком, и выбираться из помещения.

    6. Нельзя прятаться во время пожара под парту, в шкаф: от огня и дыма спрятаться невозможно.

    7. При выходе из здания школы находиться в месте, указанном учителем.

    8. Учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.

    9. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить учителю.

    В нашей школе прошел месячник пожарной безопасности. Участники творческой студии "Перо и музыка" выступили перед учениками начальной школы со своей постановкой "Небывальщина-несказальщина".Для обучающихся 5 классов был проведен конкурс рисунков на тему пр

    МЧС предупреждает

    В настоящее время проблема дорожно-транспортного травматизма с участием детей и подростков – одна из главных. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних школьников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование среди учащихся навыков безопасного поведения на дорогах проводится согласно планам работы школы.

    Проблемы охраны здоровья детей, профилактики детского травматизма, создания безопасных условий обучения и воспитания находятся под постоянным контролем администрации и педагогов. 

    С целью создания безопасных условий на занятиях с обучающимися проводятся инструктажи по охране труда и безопасного поведения на занятиях и во внеурочное время.

    В рамках профилактической работы по предупреждению травматизма воспитанников и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций:

    • проводятся профилактические беседы с детьми,
    • организуются мероприятия, занятия, тренировочные эвакуации,
    • проводятся познавательные экскурсии.

    Что такое буллинг?


    Буллинг (от англ. bullying) — это психологическое или физическое насилие, с которым человек системно сталкивается в коллективе.

    В русском языке для этого явления тоже есть своё слово — травля. И оно ярко описывает то, чему противостоит человек, на которого она направлена. Это могут быть:

    • оскорбления;
    • угрозы;
    • насмешки;
    • сплетни;
    • порча или кража имущества;
    • бойкоты;
    • драки и избиения.

    Буллинг — это не шутки и розыгрыши. Такое происходит между приятелями и даже может выглядеть жестоко со стороны. Но при этом оба участника не воспринимают их негативно. Когда шутят, смешно обеим сторонам. В буллинге смеётся всегда кто-то один.

    Буллинг — это не просто драка или словесный конфликт. Если двое что-то не поделили и разозлились друг на друга, каждый из них признаёт это. В буллинге агрессивная сторона (а иногда и жертва) делают вид, что ничего такого не происходит.

    Как узнать буллинг
    Важно уметь распознать это явление. Один из признаков мы рассмотрели только что — отказ признавать, что конфликт существует. А вот ещё несколько:

    Систематичность. В буллинге издевательства над жертвой повторяются из раза в раз, тогда как обычные конфликты — единичны.

    Неравенство сил. Силы агрессора превосходят жертву и подавляют её, ссоры никогда не проходят один на один в равных условиях.

    Сочетание разных видов агрессии. Буллеры используют несколько способов надавить на жертву разом.

    Кто участвует в буллинге?


    Теперь разберёмся в лицах, которые всегда играют в травле свои роли. В деталях мнения психологов здесь различаются: каждый выделяет разное количество участников. Но глобально их всего три. Поговорим о каждой.

    Жертва
    Тот, кто испытывает на себе систематическую агрессию. Т. к. силы в этом противостоянии неравны, жертва буллинга чувствует себя слабой и неспособной прекратить издевательства.

    Причём часто она не обращается за помощью сама. Наоборот — предпочитает молчать и держать всё в себе из-за стыда, страха почувствовать осуждение и показаться ещё более слабой.

    Агрессор
    Тот, от кого исходит насилие. Причём к агрессорам относятся и зачинщики, и поддакивающие им, которые просто присоединяются к буллингу. Их всегда больше, они получают поддержку и чувствуют себя в выигрышном положении. Если что-то из этого меняется, то сходит на нет и сам буллинг.

    Наблюдатель
    Тот, кто становится свидетелем агрессии со стороны, но предпочитает не вмешиваться. У наблюдателей есть подроли. Например, это могут быть те, кто молча одобряют издевательства, однако не присоединяются к ним открыто. Например, покрывают агрессоров на стороне.

    Другие — те, кто осуждают буллинг, но не защищают жертву. Как правило, так происходит из страха самому оказаться в этой роли. Или из-за уверенности, что наблюдатель ничего не изменит, если заступится.

    Это важно

    Буллинг — это явление, которое травмирует всех его участников. Поэтому, если происходит травля, помощь нужна каждому, кто в ней замешан. 

    3 лица буллинга


    Буллинг бывает разным и возникает в любых местах, где есть ограниченные в пространстве коллективы. Поговорим о самых распространённых.

    Буллинг в школе
    Буллинг в школе — это наиболее популярный вид травли. По данным исследований агентства «Михайлов и Партнёры. Аналитика» и заявлению уполномоченного при президенте России по правам ребёнка Анны Кузнецовой, 52–55% детей в России хотя бы раз были мишенью для травли. Т. е. каждый второй ученик.


    Чаще всего школьный буллинг встречается в начальных и средних классах. Тогда дети активнее всего социализируются, а различия между ними вызывают у них больше внимания друг к другу. К старшим же классам ситуация сглаживается. Каждый подросток переживает личные внутренние конфликты и больше концентрируется на себе, чем на окружающих.

    Буллинг на работе
    Это случается как со взрослыми людьми, так и с подростками, которые впервые устраиваются на работу. Травля может проявляться как боссинг — угнетение со стороны начальника или просто другого сотрудника старшей должности. Его ещё называют вертикальным буллингом.

    Горизонтальный буллинг — это то же самое, что в школе, только по отношению к коллеге, а не однокласснику.

    Буллинг в интернете
    Иначе — кибербуллинг. Явление, которое быстро развилось вместе с интернетом и социальными сетями. Тоже бывает направлено на человека в любом возрасте. Способов, как это может проявляться, много — достаточно включить фантазию. Так кибербуллеры могут:

    осыпать жертву обидными комментариями или сообщениями в личку;

    выкладывать в группы фотографии жертвы, чтобы осмеять их;

    делать оскорбительные мемы с фото;

    угрожать «сливом» личных данных, фото или видео персонального характера;

    красть данные для входа на страницу жертвы, чтобы действовать от её имени с целью опозорить и т. д.

    Часто этот вид буллинга может дополнять предыдущие два. 

    Почему возникает буллинг?
    Здесь важно разделять понятия повода и причины для буллинга. Первый — лишь крючок, за который цепляется человек, который уже внутренне заинтересован в травле другого. Такими поводами могут быть любые детали. Главное — они должны выделять жертву на фоне всех остальных в коллективе:

    • цвет кожи;
    • акцент и другие особенности речи;
    • национальность;
    • семейный достаток;
    • вкус в одежде;
    • черты лица;
    • рост и телосложение;
    • заболевания;
    • сексуальная ориентация;
    • увлечения;
    • оценки в школе.

    Это только малая часть поводов, но на самом деле они не важны. Они — всего лишь отговорка для отвода глаз. Другое дело — настоящие причины, почему буллеры становятся буллерами. И тут всё гораздо глубже. Рассмотрим самые распространённые из них в таблице ниже. 

    Как остановить буллинг? 


    Теперь — к главному. Первое, что важно понять: буллинг можно и нужно пытаться прекратить. Причём сделать это может любая прямая сторона травли или же лица извне. Давайте вместе разберёмся, что делать, если вы стали участником или свидетелем школьного буллинга.

    Что делать жертве буллинга
    Иногда травля бывает открытой, на пике агрессии — драки и откровенные издевательства. В других же случаях буллинг почти невидим. Например, когда одноклассники игнорируют, демонстративно не здороваются и отказываются сидеть рядом за партой. Это тоже травля — это давит, заставляет чувствовать себя одиноко и некомфортно. Поэтому первое, что нужно сделать, — это разглядеть факт буллинга.

    Как только это произошло:

    Осознайте, что просить помощи — это не стыдно, не стукачество и не сделает ещё хуже. Наоборот, хуже будет, только если ничего не делать.

    Поделитесь проблемой с тем, кому доверяете. Лучше, если это будут родители.

    Если ещё не готовы обсуждать проблему с близкими, обратитесь за помощью на горячую линию по номеру 8 800 500 44 14 или отправьте заявку на сайте Травлинет.рф. Это бесплатно и анонимно. 

    Дальше помочь жертве могут и должны её родители. Не стоит ждать, пока человек, который подвергается издевательствам, попросит этого первым. Близкие и сами могут заметить признаки:

    • нарушения сна и аппетита;
    • потерю веса;
    • слёзы, подавленное состояние;
    • вспышки агрессии;
    • замкнутость, отказ общаться;
    • суицидальное поведение;
    • стремление уйти с головой в увлечения: игры, книги и т. д.

    Если вы поняли, что есть проблема, не нужно ждать, что всё разрешится само собой. Стоит действовать, и как можно раньше:

    Дайте школьнику понять, что вам можно верить. Расскажите, что это не он «не такой» — травля может произойти с кем угодно.

    Зафиксируйте доказательства травли: испорченные вещи, переписки, синяки и т. д.

    Дайте учителю знать, что в классе происходит буллинг. Вместе с ним начните разрабатывать подход к решению.

    Привлеките психолога и других родителей, обсудите проблему.

    К сожалению, это не всегда работает. Иногда администрация предпочитает игнорировать школьный буллинг или отрицать его и не принимает мер. В таком случае родители жертвы могут написать жалобу:

    • в комиссию по делам несовершеннолетних;
    • уполномоченному по правам ребёнка;
    • в прокуратуру;
    • в департамент образования. 

    Что делать агрессору
    Редко, но бывает такое, что обидчик осознаёт себя таковым, а буллинг признаёт насилием. Единственно верный вариант — как можно скорее прекратить издевательства и поговорить с доверенными людьми: близкими друзьями, родителями, учителем.

    Кроме того, буллер тоже может обратиться за помощью в проект Травлинет.рф. Там работают психологи, которые подскажут, как разобраться в себе и остановиться.

    Если же вы поняли, что ваш ребёнок стал буллером, не отворачивайтесь от ситуации. Начните действовать:

    Поговорите о проблеме. Проявляйте участие и покажите, что хотите понять школьника.

    Не кричите, не угрожайте, не взывайте к совести, не давите на жалость, описывая страдания жертвы. Скорее всего, это не сработает.

    Прямо обозначьте ситуацию: то, что происходит, — это насилие. Но это проблема не одного человека — буллера, а всего коллектива.

    Постарайтесь развить эмпатию ребёнка, чтобы тот узнал, каково быть жертвой. Посмотрите вместе тематические фильмы.

    Помогите ребёнку начать общение с психологом. Это даст понять причины буллинга и найти выход.

    Когда найдётся источник проблемы, не бросайте школьника с ним один на один. Решайте её вместе.

    При этом важно быть открытыми к диалогу с учителем и родителями пострадавшего ребёнка. Будьте готовы выслушать их не оправдываясь. Покажите, что вы хотите исправить ситуацию. 

    Что делать наблюдателю?


    Тех, кто лишь наблюдает за насилием, оно травмирует не меньше, чем прямых участников. Видя, что агрессор остаётся безнаказанным, ребёнок начинает принимать его поведение как норму. Это скажется на нём в будущем.

    Если вы стали свидетелем буллинга в школе, важно понять — это ненормально и не прекратится, если ничего не делать. Попробуйте:

    • отказываться от участия в любых проявлениях травли;
    • говорить с другими наблюдателями и доносить до них мысль о том, что нельзя поддерживать насилие;
    • рассказать о буллинге родителям и учителю;
    • не бояться вмешиваться в конфликт, если видите, что его можно остановить.

    Также родители подростков-наблюдателей могут узнать о травле в классе по рассказам детей или стать свидетелями. Если это ваша ситуация, не дистанцируйтесь от неё. Примите меры:

    • объясните ребёнку-наблюдателю, что травля — это насилие, оно ненормально и является «болезнью» коллектива;
    • расскажите, что наблюдатель не бессилен, и помогите сделать правильный выбор;
    • поговорите с учителем и родителями сторон;
    • вместе с другими взрослыми разработайте план, как сформировать в классе негативное отношение к школьному буллингу.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie