Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь школы. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь класса. В идеале инклюзивный класс должен объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В МБОУ "СШ № 18" разработан ПРОЕКТ «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве школы»
Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) осуществляется педагогом-психологом, логопедом, социальным педагогом.
Использование специальных учебников, учебных пособий для детей с ОВЗ: приобретены учебники для занятий с детьми аутистического спектра, умственной отсталостью.
Использование специальных дидактических материалов для детей с ОВЗ:
- яркая наглядность, таблицы по каждой теме, опорные схемы, Интеллект-карты;
- средства ИКТ (мультимедийные презентации, учебные клипы и фильмы, учебные анимации и др.);
- индивидуальные карточки- "помощники", алгоритмизирующие выполнение заданий;
- специально разработанные учителями дидактические материалы по отработке навыков, определяемых требованиями к результатам освоения основной образовательной программы школы каждого уровня.
Использование специальных технических средств обучения: интерактивный плакат "Ромашка", мультимедийный проектор, ноутбук.
Предоставление обучающимся с ОВЗ специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование - нет
Предоставление детям с ОВЗ услуг помощника, оказывающего необходимую техническую помощь детям с ОВЗ - учитель.
Обеспечение доступа в здания школы для обучающихся с ОВЗ:
- наличие пандусов - имеются при входе в школу;
- наличие поручней - имеются;
- наличие расширенных дверных проёмов - имеются (входная дверь в школу, двери в кабинетах и в столовую на шпингалетах, которые при необходимости открываются учителем-помощником).
- наличие специальных туалетов для инвалидов - имеется (1 туалет на первом этаже).
- столовая расположена на первом этаже.
ВНИМАНИЕ!
Администрация школы информирует о том, что с 2016 года на территории Российской Федерации осуществляет деятельность Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (далее – ФРЦ РАС). Основная цель ФРЦ РАС – развитие комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации.
Педагогические и руководящие работники образовательных организаций, семьи с детьми с расстройствами аутистического спектра могут обращаться в ФРЦ РАС за консультативной помощью по вопросам обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Информация о деятельности ФРЦ РАС размещена на официальном портале в сети Интернет по адресу: http://autism-frc.ru.
Отвественный за сопровождение по зданию МБОУ «СШ № 18» лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Горощенкова Ольга Васильевна
(социальный педагог)
Телефон: (4812) 42-51-74